Заметка в сельской газете «Наши вести»

Ночью с 2 на 3 марта текущего года сгорела часовня, расположенная на кладбище, в Межострове, вблизи п.Ламбасручей.
Это произошло в первый день Великого поста. На память невольно приходят слова свт. Василия Великого: «Истинный пост есть устранение от злых дел».
Накануне, в Прощеное воскресенье многие жители поселка посетили могилы своих родных и близких, возможно кто-то помолился в часовне, поставил свечи за упокой их душ, но уже в последний раз.
Следственная оперативная группа занимается расследованием данного происшествия, и предполагает, что возгорание произошло по неосторожности, от зажженных свечей. Это кажется невероятным — как в продуваемом помещении может гореть свеча или тлеть подсвечник, если люди поминают своих близких днём, в полдень, а пламя пожара рыбаки на снегоходе видели под утро, перед рассветом?
Часовня была построена в 1992 году силами Ламбасручейского лесопункта, директором которого в те годы был Алампеев Евгений Федорович. С Божией помощью она была поставлена за одно лето, жителями Ламбасручья. Строили ее Еремин Юрий Михайлович и Филатов Александр Николаевич, уже преставившиеся Богу. Освящал часовню о.Георгий с ильинского храма Медвежьегорска.
С любовью относились люди к небольшой деревянной часовне; как свидетельство тому — подаренные иконы и вырезки из православных календарей, приколотые к стенам.
Долгие годы за часовней присматривала Лашко Клавдия Егоровна, ее дом находился на Межострове. На пожертвованные деньги она приобретала свечи для часовни, поддерживала там порядок. Примечательно, что часовня и ранее стояла на этом месте, но пришла в упадок, поэтому и построили новую.
Данное известие никого не оставило равнодушными. И, конечно, для многих- это боль. Православные ребята из Москвы, которые уже не первый год являются активными помощниками в восстановлении Великогубского храма, начали сбор пожертвований.
Надеемся, что каждый по своим силам примет участие в восстановлении сгоревшей часовни: вера должна быть деятельна, «вера без дел мертва».

Мы обратились с вопросом к о.Владимиру, настоятелю православных Приходов села Великая Губа, деревень Толвуя и Шуньга.

Вопрос: Как Вы относитесь к данному происшествию?
о.Владимир: Смерть – самое главное и значимое событие жизни человека. Оно должно сопровождаться молитвой к источнику жизни – Богу. В видимом мире уже ничего усопшему не нужно. Он не попробует конфет, не оденет свою любимую шапку или очки. Само тело в земле скоро превратится в ничто. Но вечная душа человека в этот момент трепещет, готовясь предстать перед Богом. Она нуждается в укреплении, поддержке, которую получает через любовь ближних.
И не чем более не возможно выразить любовь к усопшему, как через молитву Богу за его душу. Поэтому через Церковь нам дана возможность «отпеть» усопшего в день погребения, помянуть его на третий, девятый, сороковой день. К сожалению, не многие понимают важность для души совершения молитвенного чина погребения. По другим жизненным потребностям всё больше зовём Церковь молиться, а отпевание совершаем нечасто.
Из всех отпеваний, совершённых в Заонежье в храмах, часовнях, домах верующих людей, больше всего мы молились именно в часовне во имя иконы Божией Матери «Неопалимая купина» посёлка Ламбасручей, что на Межострове. И всегда я чувствовал там особый молитвенный настрой, вызванный, я думаю, отношением людей к происходящему во время отпевания, заботой о благоукрашении часовни и могилам близких. Кладбище на Межострове для меня вообще особенное место молитвы. Даже путь на МРБ с телом покойного от посёлка до острова во всём величии и красоте Богосозданого мира настраивает на мысли о Вечности.
В пожаре не вижу ничего драматического. Это наша жизнь. Во все времена соседствовали самые высокие порывы души и дремучая ненависть. Христа, который по определению не мог сделать ничего плохого, Он вообще без какого либо греха, и то род человеческий распял Его, да ещё толпа кричала – «распни Его, распни». То, что часовня загорелась в первый день поста есть, конечно, попущение Божие. Случайностей вообще не бывает. Для чего это попустил Господь, сказать не могу, я не старец, которому открыты Суды Божии. Пусть каждый посмотрит в своё сердце, как говорили отцы — «самоистязает себя», и если увидит там недостойное себя самого и, главное, замысла о себе Бога, то покается в Таинстве исповеди. Это будет точно угодно Богу.
Если пожар дело злой воли человеческой, то такого человека очень жалко. Страшно представить, что творится в душе у него. Какой «огонь неугасаемый и червь неусыпаемый» жжёт и кусает его, чтобы довести до такого поступка. Он в своём восстании обидел не Бога – «Бог поругаем не бывает», он обратился во зле к тем людям (хоть и тайно), которые получали утешение от Господа, когда ставили свечи за своих близких, в молитвах в этой часовне могли проявить любовь к ним.
Так горела Екатерининская церковь в Петрозаводске, так сожгли Варваринскую часовню в Есино.
Такие люди темны сердцем и невежественны разумом. И таких Господь, как любящий Отец, ждёт к Себе, но только если в себя придут, обратятся; и только через покаяние.
А часовню мы опять поставим. Делов то. Если будет на то добрая воля жителей посёлка, так и брёвна найдутся и пиломатериал и денег соберём на оплату рабочим. Доброго и светлого в мире НЕСОИЗМЕРИМО больше. И будут люди опять возносить в ней молитвы о спасении в вечности душ своих усопших близких.

« Если бы постилась Ева, и не вкусила с древа, то мы не имели бы теперь нужды в посте. «Ибо не требуют здравии врача, но болящий» (Мф. 9, 12). Мы повреждены грехом; уврачуемся покаянием, а покаяние без поста не действенно. «Проклята земля… терния и волчцы возрастит тебе» (Быт. 3, 17—18). Велено сокрушаться духом, а не предаваться роскоши. Постом оправдись пред Богом»
Св. Василий Великий.
«В законе написано, что Бог повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину из всего, что они приобретали, и делая так, они имели благословение во всех делах своих. Зная сие, св. Апостолы установили… чтобы мы отделяли десятину от самых дней жизни нашей и посвящали ее Богу: дабы и мы таким образом получили благословение на все дела наши, и ежегодно очищали грехи, сделанные нами в течение года. Рассудив так, они освятили нам семь недель Четыредесятницы»
Преп. Авва Дорофей.
«Пост есть начало и основание всякого духовного делания. Какие добродетели ни наздашь ты на основании поста, все они будут непоколебимы и непотрясаемы, как назданные на твердом камне. А когда примешь это основание, то есть пост, и на место его положишь
насыщение чрева и другие неуместные пожелания, тогда все добродетели будут потрясены и разнесены от худых помыслов и от потока страстей, как песок разносится ветром, — и все здание добродетели рушится»
Преп. Симеон Новый Богослов.
«Цель поста — чистое приобщение. Для того отцы и распространили поприще поста и дали нам время покаяния, чтобы мы, очистив и омыв себя, таким образом приступали к Таинству. Потому и я уже теперь громким голосом взываю, свидетельствую, прошу и умоляю — не с нечистою, не с порочною совестию приступать к этой священной трапезе, потому что иначе это не будет приобщением,.. но осуждением, мучением и увеличением наказания»
Св. Иоанн Златоуст.
«Нам следует так делать: не просто лишь проходить седмицы поста, а исследовать свою совесть, испытывать помыслы, и замечать, что мы успели сделать на этой неделе, что на другой, что нового предприняли достичь на следующую и от каких исправились мы страстей. Если мы не будем исправлять себя таким образом и показывать такую заботливость о своей душе, то нам не будет никакой пользы от поста и воздержания, которым подвергаем себя».